avkukarin (avkukarin) wrote,
avkukarin
avkukarin

Растление детей пришло в школу: Буйда «самурая»



В гимназии с экономическим уклоном (что предполагает определённый – более высокий уровень образования – нежели обычная школа) на уроке литературы десятиклассникам был предложен для обсуждения короткий рассказ «Сон Самурая» за авторством Юрия Буйды (немного-немало, редактора издательского дома «Коммерсантъ»). Казалось бы, что в этом такого? Почему дочь принесла текст почитать маме и почему мама решила идти к директору? Мало того, она с возмущением и тревогой поделилась этим с коллегами по работе. Мало того, опешившие от подобного коллеги возмутились не меньше, так эта история попала в этот журнал.

Первая часть рассказа почти безобидна – в ней кратко описывается романтическая история любви. Но вторая часть представляет собой нечто совершенно мрачно безысходное сдобренное очень специфическими представлениями местной «антиллихенции», цветущей погаными цветами на почве разрушения нашей страны и дающей подобные ядовитые плоды.

Да, я знаю, что обсценная лексика присутствует в нашей жизни и, соответственно, в жизни подрастающего поколения. Зачем волочь эту дрянь на урок? Объяснить подростку что это плохо? Может быть, что это нормально, раз это широко печатают, а авторы подобных опусов становятся обладателями литературных призов в виде премий? Радует, что не международных. Но это ещё полбеды. Беда в том, какую информацию о жизни даёт этот текст, эта, так сказать, выдуманная история? Стоит лишь вдуматься в безысходность и тлен этой картины, а ведь этот яд предназначен даже не для взрослых, способных поставить подобному определённый барьер, а приподносится подросткам на уроке (!) литературы. Конечно, автора этой низости приветствуют коллеги по цеху: «Сборник рассказов Юрия Буйды "Прусская невеста", вышедший в издательстве "Новое литературное обозрение", можно расценить как возвращение рассказчика в большую русскую литературу.» Значит ли это, что можно сравнить действительно большую литературу, где столпами стали классики прошлых двух столетий и «рассказчика»? Литературу гуманизма, которая ставила перед собой задачу помочь человеку в решении действительно непростых моральных вопросов, пробуждала к труду душу (помните: «душа обязана трудиться») и вот такую злобную пародию русофобского характера, где русская женщина предстаёт сначала малообразованной деревенщиной, лишённой высокой культуры в отличие от цивилизованного японца, а вскоре (по «демократической закономерности») опустившейся блудницей, предавшей высокие чувства ради низости с таким же опустившимся «шалым алкоголиком Ванятой по прозвищу Вонь». Неужели учитель не нашёл более адекватных произведений для обсуждения на уроке с детьми? Как говорил великий Станиславский – не верю! Это сознательное действие преподавателя, который после такого случая не имеет морального права входить в класс к детям, поскольку нет в этом преподавателе ни профессионализма, ни порядочности, ни любви к своему делу. В таких случаях следует ставить вопрос о профессиональном соответствии занимаемой должности. Неужели реформы и последние десятилетия привели к тому, что уже преподаватели не понимают, как они могут изуродовать подрастающих людей подобными «произведениями»? Что это, как не война с семейными ценностями, поругаемыми в святая-святых – храме воспитания нового поколения?

P.S. Юкио Цурукава – отсылка к роману Юкио Мисима «Золотой храм», совершившего самоубийство «в знак протеста против утраты Японией самурайского духа, вызвав мощную волну выступлений ультраправых по всей стране. Часть биографов, впрочем, не исключает, что косвенной причиной скандального самоубийства явилась глубокая депрессия, вызванная неполучением Нобелевской премии по литературе, на которую честолюбивый Мисима не без оснований рассчитывал, но получил ее советский писатель Михаил Шолохов. Роман основан на реальном событии: в 1950 г. молодой монах сжёг знаменитый Золотой Храм в Киото.» Сомнительная слава самоубийцы (совершившего это действие без приказа сюзерена), воспевшего падение нового герострата, немало говорит о вдохновившей Буйду «музе». Знаменательно также противопоставление Шолохову, одному из величайших классиков русской прозы уже прошлого века.

Tags: война с культурой, война с семейными ценностями, образование
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments