avkukarin (avkukarin) wrote,
avkukarin
avkukarin

Нас ненавязчиво ведут в постапокалиптическое новое средневековье

Книги в жанре фэнтэзи появились в России сравнительно недавно только в конце 80-х. До этого печаталась только научная фантастика. Советское мировидение основывалось на науке и даже фантастическое в СССР обязательно должно было иметь научную основу. Хотя, наверное, существовали и более глубокие, идеологические соображения.

Возникновения фэнтэзи кто-то относит к рыцарским романам, исчезнувшим как жанр по окончании эпохи средневековья. Потом зачатки фэнтэзи можно найти у братьев Гримм, которых интересовала не только средневековая литература, но и более ранняя, языческая немецкая и скандинавская мифология. Лорд Дансени, которого некоторые считают основателем жанра фэнтэзи признавался: «Я пристрастился к сказкам братьев Гримм».

Традиционно первооткрывателем фэнтези считается английский писатель и ученый-лингвист Джон Рональд Руэл Толкиен, автор классической фэнтезийной трилогии «Властелин колец» (1954 г.). Но еще за 4 года до этого Клайв Льюис публикует свой фэнтезийный по структуре и стилистике роман «Хроники Нарнии» (1950 г.). Также создателем и родоначальником литературного жанра фэнтези, как упоминалось выше, называют лорда Дансени (Э. Дж. М. Дансени) с его «Дочерью короля Эльфландии» (1924 г.); У. Морриса, автора серии романов о «Доме сынов волка», (1880-90-е гг.); Р.И. Говарда, создавшего сагу о «Конане-варваре» (1932 г.) и др.

Интересна личность Дансени - восемнадцатый лорд Дансени (Эдвард Планкетт) родился 24 июля 1878 года в Лондоне. Он был англо-ирландцем, представителем старинного рода, появившегося в Ирландии еще в начале XV в., другими словами представителем ирландской элиты, протестантской, инородной, долгое время иноязычной среди коренных католиков ирландцев. Дансени был дружен с Редьярдом Киплингом, поэтом Уильямом Батлером Йейтсом, с которым впоследствии разорвал отношения - Йейтс был горячим сторонником ирландской независимости, а Дансени — верным слугой британской Короны. Возглавлял движение в защиту животных, был Президентом скаутской ассоциации, Президент Ирландского союза шахматистов. «Боги Пеганы» Дансени оказали большое влияние на Г. Ф. Лавкрафта и Р.И. Говарда. Лавкрафт был лично знаком с Дансени.

Основой большинства фэнтэзи-продуктов является творческая переработка кельтско-британской, скандинавской мифологической и евангелической систем. Немного позже в сфере фэнтези литературы наряду с классикой наблюдается стремительное развитие направления, где сверхъестественное, волшебное привносится в реальную действительность - постклассическое фэнтези (Ч. дэ Линт, Р. Желязны, Дж. Роулинг, С. Кларк и др.).
Не случайно фэнтэзи начало проявляться на закате эпохи Модерна. Сейчас Западное общество вступило в эпоху Постмодерна и именно этим обусловлено быстрое распространение фэнтэзи. Ведь постмодернизм не признает монополии разума в процессе познания мира. Как пишет Демина А.В. («ФЭНТЕЗИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ»), фэнтези иррационально в своей основе; вера в приоритет магии является структурообразующей для миропонимания в фэнтезийной вселенной. Человек при этом выступает не в качестве венца эволюции, меняющего мир по собственному усмотрению, а как часть Рока, общемировой Судьбы, в той или иной степени определенной высшим промыслом. Магия является инструментом мифологического мышления. В рамках развития основного конфликта в фэнтези герой борется с многочисленными хтоническими чудовищами, представляющими собой проявление первородного, древнего, мирового Зла. Битва между условным Добром и условным Злом понимается как философское противостояние Светлого и Темного в мире; при этом такого рода борьба не имеет четких границ и контрастов.

Постмодернизм подобен средневековью. Процессу архаизации, во многом, способствует фэнтезийная литература, которая в своей основе не просто неомифологична, но и архетипична, поскольку создатели фэнтези — произведений широко эксплуатируют и трансформируют в своих работах коллективные ментальные образы-матрицы (архетипы).
Архетип (от греч. arche - начало и typos – образ) – прообраз или обозначение общечеловеческих, фундаментальных мифологических представлений, общих схем и клише (мировое древо, герой, путь и пр.).


Фэнтези, в соответствии с концепцией Ж. Бодрийяра, функционирует в современной культуре по принципу симулякра. Согласно Ж. Бодрийяру, современная история – это "процессия симулякров", понимаемая как результат замещения реального плана виртуальным. Симулякр – ­«ложное подобие, условный знак чего-либо, функционирующий в обществе как его заменитель».

Главный вывод, который можно сделать из всего вышесказанного кроме того, что фэнтэзи – литература Постмодерна или нового Средневековья это то, что регресс и отказ от развития однозначно связан с мифологизацией сознания, приоритетом магического над рациональным.

Оригинал взят у rabfac в Фэнтэзи - литература регресса?
Tags: образ будущего, регресс
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments